История скафандров

Древние люди, надевшие звериные шкуры, заложили основы экспансии человечества. Вместо того, чтобы тратить миллионы лет на эволюционные изменения организма, приспосабливаясь к окружающей среде, человек начал использовать снаряжение для выживания в неблагоприятной обстановке. Подход оказался успешным: люди смогли погрузиться под воду, подняться в воздух, а в XX веке — отправиться в космос. И сейчас скафандр — наверное, самая сложная «одежда» для наиболее опасных условий, уже успевшая пройти достаточно долгий путь.

От фантазии к реальности

Первый скафандр появился в научной фантастике за 63 года до полета человека в космос. В 1898 г. астроном, популяризатор и писатель Гаррет Сервис (Garrett Serviss) сочинил по заказу New York Journal продолжение «Войны миров» Герберта Уэллса — «Эдисоновское завоевание Марса». По сюжету земляне строят космические корабли и наносят ответный удар по агрессивным марсианам. А для обслуживания этих кораблей в космосе потребовался «герметичный костюм».

К сожалению, Гаррет в описании скафандра совершил сразу несколько весьма распространенных ошибок: предложенная им конструкция базировалась на мягких водолазных костюмах и не учитывала реальную физику вакуума.

История скафандровСлева современная реплика оригинальной фигурки Бака Роджерса, справа скафандр программы Apollo

Придуманный в 1928 г. персонаж Бак Роджерс (Armageddon 2419 A.D.) тоже носил костюм, отдаленно напоминающий водолазный, но в нем уже присутствовала идея прозрачных шлемов, использованная в скафандрах программы Apollo — у их герметичного (внутреннего) шлема был только небольшой слой ткани на затылке. В 1936 г. на советские экраны вышел фильм «Космический рейс», консультантом которого был сам Константин Циолковский. Но и там в скафандрах для прогулок по Луне легко угадывались «потомки» водолазных костюмов.

История скафандровИстория скафандровКадр из фильма космический рейс

Первое реалистичное описание скафандра в фантастике до того, как полетел Гагарин, сделал, похоже, Роберт Хайнлайн (Robert Heinlein). В рассказе «Имею скафандр, готов путешествовать» (1958) этот автор, работавший тогда авиационным инженером, изобразил конструкцию с не раздувающимися в вакууме шарнирами, а также правдоподобными системами жизнеобеспечения и терморегуляции.

Под водой и в воздухе

Исторически скафандры создавались в такой последовательности: водолазные костюмы, потом авиационные высотные костюмы, и, наконец, космические скафандры. Работать под водой человечество научилось еще в начале XIX века. Сравнительно простые технологии — пропитанная каучуком ткань и воздушный насос на поверхности — позволили создать полноценный костюм для длительного и эффективного пребывания в подводном мире. Развиваясь, водолазные костюмы даже разделились на жесткие и мягкие, как и скафандры. Но это ложная аналогия: дело в том, что с увеличением глубины растет давление, жесткий водолазный костюм от него защищает, а мягкий — нет. Космические же скафандры работают в условиях внешнего вакуума, и их похожее разделение обусловлено совсем другими причинами.

Активно развивавшаяся в 30-е годы минувшего века авиация штурмовала все новые рубежи. Росли скорость, дальность и высота полета. И оказалось, что без дополнительного снаряжения проблемы для пилотов начинаются на высотах примерно 4,5 км — падение давления окружающего воздуха и уменьшение парциального (относительного) давления кислорода приводили к гипоксии и потере возможности управлять летательным аппаратом. Кислородные маски позволили подняться повыше, но расчеты показали, что на высоте 15 км давление выделяемого легкими углекислого газа превысит атмосферное и сделает дыхание невозможным, а выше 19 км в организме начнут кипеть все биологические жидкости. Возникла необходимость в костюмах, не просто подающих пригодный для дыхания воздух, но и обеспечивающих давление, при котором человек может жить и работать. Очевидной была идея использовать опыт водолазов, поэтому на фотографиях тех лет высотные костюмы имеют такие же жесткие шлем и манишку.

История скафандровИстория скафандровВысотный костюм Уайли Поста

Пионер авиации Уайли Пост (Wiley Post) в 1935 г. сумел подняться на высоту около 15 км в скафандре, разработанном при участии Рассела Колли (Russell Colley) из Goodrich Company. Но инженеров ждал новый сюрприз. Водолазный костюм работает в условиях, когда наружное давление растет с увеличением глубины. А на высоте оно уменьшается, и скафандры начинает раздувать. Пришлось придумывать специальные шарниры постоянного объема, чтобы можно было просто согнуть руку.

Первыми это сделали в СССР, где инженерная группа под руководством Евгения Чертовского занималась разработкой высотных костюмов с 1931 г. Две версии оказались слишком несовершенными, чтобы испытывать их в реальных условиях, а вот третью — Ч-3 — проверили на бомбардировщике ТБ-3, поднявшись в 1937 г. на 7-10 км. Работы велись до 1940 г., и в новых модификациях постепенно решались обнаруженные проблемы: например, в Ч-5 (1938) в перчатках уже можно было совершать разнообразные действия.

История скафандровИстория скафандровСкафандр конструкции Чертовского Ч-6 (1939). На правом бедре расположена индивидуальная аппаратура жизнеобеспечения

Параллельно с 1937 г. работы по созданию высотных костюмов велись в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Одну из моделей испытали в полете в 1938 г., по результатам разработали новые версии и даже сумели устранить запотевание лобового стекла. Проводились также экспериментальные высотные прыжки в скафандре с парашютом.

Скорее всего, именно в этот период слово «скафандр» стало применяться в более широком смысле. Образованное из греческих корней и буквально переводящееся как «человек-лодка», оно в начале века относилось только к водолазным костюмам. Их называют «скафандрами» и сегодня, но это слово без уточнения сейчас означает скорее облачение космонавта.

Начавшаяся Вторая мировая война не остановила разработку скафандров, однако больших успехов в этом направлении тогда ни одна страна не добилась.

Рожденные необходимостью

Реактивные самолеты, появившиеся в конце Второй мировой, начали очень бурно развиваться в послевоенное время. Машины летали все выше, и обнаружилась неприятная проблема: кабину можно было сделать герметичной и поддерживать в ней достаточное давление, но в случае внезапной разгерметизации (весьма вероятной в ходе воздушного боя) пилот не имел никаких шансов выжить. Пришлось разрабатывать специальные костюмы. По обе стороны океана эту инженерную задачу решили просто — вдоль конечностей пустили трубки, соединенные лентами, идущими «восьмеркой». В случае разгерметизации в трубки подавался воздух, они расширялись и ленты стягивали тело пилота, на голове которого имелся герметичный шлем, куда подавался кислород.

История скафандровИстория скафандровНадутый высотно-компенсирующий костюм в барокамере. Давление соответствует высоте 19 км, и вода кипит при температуре тела

Идея оказалась рабочей, но только в аварийных условиях: в целом ощущения были неприятными, все тело «обжать» не получалось и сохранялся риск внезапной потери сознания из-за падения кровяного давления. Частичным решением стали надувные мешки, которые дополнительно сжимали туловище. Например, в США костюм MC-3 использовался в авиации довольно долго и успешно; с минимальными изменениями он также применялся для экспериментальных высотных полетов на стратостатах и прыжков с них.

Испытатели в барокамерах могли работать в условиях почти полного вакуума. Но когда появились еще более быстрые и высотные самолеты (ракетопланы X-15 и разведчики SR-71), костюму летчика потребовалось взять на себя также функцию защиты от экстремально низких температур и напора воздуха при катапультировании на большой скорости, с чем высотно-компенсирующие костюмы справлялись плохо. Поэтому инженеры и пилоты должны были определиться, что лучше подходит для военной авиации — компенсирующий костюм или скафандр. Хотя на практике применялось и то и другое, для ракетных самолетов и космоса скафандр оказался более удачным решением.

История скафандровИстория скафандровПилоты самолета SR-71 в своих высотных костюмах

В СССР после войны этими вопросами занимался Летно-исследовательский институт им. Громова, а позже — специально созданный опытный завод №918 (сейчас НПП «Звезда»). Здесь до конца 50-х годов разработали серию высотных скафандров, в том числе скафандр «Воркута» (ведущий конструктор Александр Бойко) для перехватчика Су-9. Он был произведен малой серией для авиации, и когда в 1959 г. началась разработка костюма для космических полетов СК-1, именно «Воркуту» взяли в качестве базовой модели. Его особенностью являлись два слоя — силовой и герметичный — вместо одного из прорезиненной ткани в предыдущих версиях. Это позволило использовать более подходящие материалы: лавсан для силового слоя, губчатую и листовую резины — для герметичного.

А в целом на Юрии Алексеевиче Гагарине в первом историческом полете оказалось аж восемь слоев одежды: нательное белье, три слоя теплозащитного костюма (в один из которых вмонтировали систему вентиляции), подкладка скафандра, герметичный слой, силовой слой и верхняя оранжевая оболочка для того, чтобы космонавта было легче заметить после посадки. Еще одной особенностью стала система автоматического захлопывания шлема при разгерметизации. В рамках программы «Восток» также был создан скафандр для женщин-космонавтов, учитывающий особенности женской анатомии.

История скафандровИстория скафандровСкафандр СК-1

В США скафандры разрабатывало несколько организаций. Для первого космического корабля Mercury NASA выбрала модель Mark IV, являвшуюся плодом длительной работы ВМФ США. Ее производила компания Goodrich (вспомните эксперименты 1930-х — она работала в этой области уже несколько десятилетий). Этот скафандр успешно применялся в высотных полетах самолетов, а в 1959 г. в нем установили рекорд высоты подъема до 30 км. Для космической программы его немного усовершенствовали: темно-серый цвет внешней оболочки и ботинок заменили на блестящий для обеспечения теплового режима, систему жизнеобеспечения перевели на замкнутый цикл, доработали перчатки, чтобы удобнее было нажимать на кнопки, добавили разъем медицинской телеметрии.

В отличие от Mark IV, костюмы Mercury для астронавтов выполнялись по индивидуальной мерке — это позволило убрать ремни для подгонки. Всего NASA заказала 21 такой скафандр, по три штуки на каждого из семи участников программы Mercury.

История скафандровИстория скафандровСкафандр астронавтов программы Mercury

«Одежда» первых космонавтов и астронавтов дала начало новому типу космических костюмов — спасательным космическим скафандрам. Именно к этому типу относится скафандр «Сокол», который был разработан после катастрофы спускаемого аппарата корабля «Союз-11», унесшей жизни трех членов его экипажа. С 1973 г. в разных модификациях он используется на кораблях «Союз» (с 1980 г. — модель «Сокол-КВ2»). Спасательный скафандр не предназначен для выхода в открытый космос или работы на поверхности небесных тел — он надевается перед стартом, посадкой или стыковкой и защищает в случае разгерметизации космического корабля.

В открытый космос

Следующей задачей, которую предстояло решить инженерам, было создание скафандра для работы в открытом космосе. В СССР за основу взяли гагаринский СК-1: для большей надежности добавили второй герметичный слой, в шлем установили солнцезащитный фильтр, верхний слой из оранжевой ткани заменили на многослойную теплоизоляцию, а закрытую систему жизнеобеспечения опять сделали открытой — выдыхаемый воздух сбрасывался «за борт». Эта модель получила название «Беркут» (так возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц). Именно в нем Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос.

История скафандровИстория скафандровВыход Алексея Леонова в открытый космос

Конечно, при первой «космической прогулке» не обошлось без проблем. Раздувание скафандра в вакууме оказалось слишком сильным, и Леонову пришлось частично сбросить внутреннее давление, чтобы получить возможность двигаться. Однако его движения все же были ограничены, поэтому возвращаться в шлюзовую камеру пришлось не ногами вперед (как предписывало полетное задание), а головой. Но в итоге сложная и опасная операция закончилась благополучно.

В дальнейшем на первых кораблях «Союз» для работы в космическом пространстве использовался скафандр «Ястреб», сделанный с учетом замечаний по «Беркуту». Каждый костюм шили индивидуально под конкретного космонавта. В США же в качестве базы взяли скафандр, разработанный по заказу ВВС и использовавшийся в программе ракетного самолета X-15. Конструктивно он не сильно отличался от советского — здесь также был резиновый герметичный слой, силовой слой из специальной ткани Link-net, несколько слоев нейлона и внешний слой из ткани Nomex (метаарамид, выдерживающий нагрев до 400°С).

 Скафандр для программы Gemini был выпущен в трех вариантах: для непродолжительных полетов, для выхода в открытый космос (G4C) и с мягким шлемом для длительных миссий без возможности покидать космический корабль (G5C). Также этот скафандр применялся в первых полетах по программе Apollo. «Беркут» Леонова и G4C стали основой для создания следующих типов скафандров для осуществления внекорабельной деятельности (ВКД, в английской терминологии — EVA).

Полученный обеими странами опыт привел к тому, что сейчас на Международной космической станции (МКС) для работы «за бортом» применяются в чем-то похожие, но очень разные модели — российский «Орлан» и американский EMU. Общее в этих системах — их универсальность. В одном скафандре могут работать разные люди. Но вот использованные в них технические решения заметно различаются.

«Орлан» представляет собой полужесткую конструкцию (жесткий корпус, сгибающиеся руки) с дверкой в задней части. Этот элемент позаимствован у лунной модели «Кречет», о которой речь пойдет ниже. С 1977 г. скафандр модернизируется, находиться в нем становится все комфортнее и можно работать достаточно долго.

История скафандровИстория скафандров Скафандр «Орлан-М». Источник: wikipedia.org История скафандровИстория скафандров Скафандр EMU. Источник: wikipedia.org

Американский EMU тоже полужесткий, но делится на большее количество деталей — верхняя часть торса, нижняя, конечности, шлем, рюкзак. Споры о том, чей скафандр лучше, могут идти долго и без особого успеха — обе модели имеют свои плюсы и минусы.

Источник: >universemagazine.com



Добавить комментарий